ПИСЬМА НОВГОРОДСКОГО МИТРОПОЛИТА ГАВРИИЛА К АРХИЕПИСКОПУ КАЗАНСКОМУ АМВРОСИЮ. Присланные от господина генерал-аншефа и разных орденов кавалера графа Александра Васильевича Суворова-Рымникского оказавшиеся в духоборческой ереси казаки Сергей Пономарев, Яков Пересудов и Иван Трубицын единогласно показали:
Прежде сего, до обращения в Екатеринославском наместничестве однодворческих селений в казаки, были они однодворцы Константиноградского уезда слободы Петровской, где родились, выросли и имеют родственников; из них Пономарев и Трубицын, жены и дети грамоты читать и писать не умеют. До совершенного возраста ходили они всегда в церковь, говели и исповедывались и все требуемое церковью соблюдали, а придя в совершенолетие хотя из Божественного писания, слышимого в церквах, начали понимать по собственному своему рассудку, а не с какого либо стороннего наущения, что от сего в рукотворенные церкви хождения, поклонения иконам, крещения, исповедания и приобщения тайнам, яко творению от человек подобных себе, никакого не можно ожидать спасения. Однакож до поступления казачью службу не отставали ходить в таковые церкви и исполняли то, что мирскими священниками требовалось, и чего всей той слободы Петровской жители держались, хотя все cиe было и противу их совести. Будучи ж на службе, довольно имели свободы как отстать от хождения в церкви, так и утвердить разум свой более еще в таковых своих мыслях, занимаясь по сей материи с грамотными знакомыми им в войске людьми и упрашивая их читать, какое у кого случится, Божественное писание. Хотя ж и теперь не отрекаются они, ежели будут на своем жительстве, ходить в рукотворенные церкви и на ряду с прочими соблюдать требуемое, но не для чего другого как для того единственно, что cиe требуется земскою властию и дабы терпимыми быть могли между жителями. Впрочем что относится до совести их и истинной веры, то они веруют Богу Отцу, Богу Сыну Иисусу Христу и Богу Духу Святому в трех лицах, т.е. в Троицу единосущную и нераздельную и во Святую Соборную и Апостольскую церковь на всяком [302] месте владычествия ее, исповедуя сию веру не чрез какия-либо наружные жертвоприношения, но единственно горячностию и любовию к Богу мысленно, в духовном познании и прославлении дел и творений Его.
Посему за ненужное вовсе считают как бытию рукотворенным церквам и изображению на иконах лиц божественных, потому что оные видеть и изобразить человеку есть дело невозможное, так и поклонению сим иконам и исполнению всего требуемого мирскими священниками; ибо и по священной заповеди запрещено сотворять кумиры и всякое подобие, еже есть на небеси и на земли, да и потому что Бог сотворил людей, а не людей дело творить Бога.
По их мнению крещение не иное должно быть, как то, когда человек, пришедши в совершенный возраст и познав Бога, творения Его и самого себя окрестит словом Господним при молитвах.
Исповедание и причащение святым тайнам есть то действительно, чтобы открыть духовно с сокрушением сердца единому Богу свои грехи и чрез Святый Дух приять мысленно приобщение.
Браки не иначе должны исполняться, как по любви и согласно обоих в супружество вступающих с утверждением словом, яко единым естественным законом. Праздников и постов не соблюдают и за грех не почитают, разумея праздники тогда, когда они праздны от дел бывают, а посты в сокрушении сердца, благоговении и молитвах, поелику не в уста скверное входит, а из уст Знамение крестное по их мнению совсем лишнее, потому что руки даны человеку для работы, а разум и дух для молитвы и спасения.
Угодников Божиих не признают они за святых, ибо один свят Бог а ежели они и угодили Богу, то для себя; а потому и помощи никакой человеку чрез их просить не следует, разве только когда человек находит по разуму своему их добродетели, то волю имеет подражать их житию.
Государей признают они за помазанников Божиих, потому что когда народ на земли размножился и от разных искушений нравами испортился, стал не единодушен и впал в грехи разные, то для обуздания их, по воле Всемогущего, Государи поставлены, в чем они имеют веру Священному Писанию. По сему и поставленных им сих земских владык и судов не отвергают и находят полезными для народа, которой бы без того впал в крайнее заблуждение и от нападения друг на друга, зависти ради, стяжания и несогласия, не имел бы в жизни безопасности, покоя и блаженства земского. Впрочем что касается до духовной земской власти, то оная по их мнению совсем не нужна; ибо спасение человека должно [303] зависеть от собственной его воли и какие на сем свете были его дела во оных и отчет дать должен сам на страшном судище Христове, пришествию которого они истинно верят.
За Божественное писание все они то признают, где только слова Божия и дела Его святые понимаются, включая к сему наипаче десять заповедей, данных Богом чрез пророка Моисея, Библию, Псалтырь и Евангелие Христово. Посему и постановления вселенских соборов отвергают, яко не нужные и по воле человеков учиненные.
Присланной же с ними казак Михайло Букреев в содержании духоборческой ереси и в потоптании креста ногами (как в рапорте мaиopa князя Трубецкого написано) не повинился и признает во всем за истинную веру ту, которую содержат прочие Христиане и что он где случится всегда ходит в рукотворенные церкви и ежегодно у мирских священников исповедуется и приобщается святым тайнам, в чем его и прописанные казаки Пономарев, Пересудов и Трубицын не только не оговаривают, но утверждают, что он совсем в их деле не причастен.
Они при увещании мне сказали, что их секты до десяти тысяч человек. Оно открылось по случаю колонистов в Воронежской губернии 1765 года, в Екатеринославской в 1786, в Харьковской 1782 года.
О невзыскании за исповедь денег 24 я советую не спешить: это должно относиться к окончательному об них положению, где не один этот пункт должно принять в рассуждение. Жалею, что в указе о записке неисповедавшихся не предписано изъяснять, кто почему не исповедывался и кто по расколу и какому, из чего можноб узнать, которых раскольников и где больше. Нынешних иконоборцев и беспоповщину не должно почитать раскольниками, а злодеями Государю и государству и с сей стороны об них судить.
Известно, что в половине 15-го столетия в Саксонии пастор Мунгзер начал рассевать непризнание и неповиновение власти. Его [304] из Саксонии выгнали. Он перешел в Германию и сделал почти всеобщий бунт. Ему и мужику Стерну отсекли головы, а тех которые привержены были к сей секте выгнали; они перешли в кантоны, где правление вольное. Когда здесь поселяли колонистов, Опекунская Канцелярия была предостережена, каких сект не принимать, почему оне и не принимались в Россию; но как тогда свирепствовала в умах зараза толеранции, принял их на свои земли граф Петр Александрович 25. Они яд свой во первых пустили в Донское войско и далее, как я писал. Германия успела избавиться от сих бунтовщиков изгнанием их.
Подается примерное средство, чтоб сих колонистов выгнать из пределов России и о наших сделать такое положение, которое б удерживало их от бунтовщицких начинаний и, кажется, об них судить не как об раскольниках, но как о бунтовщиках; а о поповщине, так как и о других религиях, и говорить нечево.
И так оные больше требуют светского, нежели духовного рассмотрения. Ежели вступитесь об них рассуждать со стороны раскола, то кажется не тот вид дадите поступкам их, и тут неисповедь и другие бредни поповщины и вмешивать не должно; а если и нужда потребует, почитать cиe особливым делом.
Молю Господа, чтоб Он пособствовал к исполнению Своей воли и прошу преосвященнейшему Ярославскому свидетельствовать почтение за писание.
22 Апреля 1800.
http://www.vostlit.info/Texts....efe.htm