70-летний юбилей одной из самых старинных школ
Харьковщины ее директор решил встречать не пышным банкетом, а...
капитальным ремонтом. И, несмотря на то, что на дворе вовсю бушует
экономический и финансовый кризис, Г. А. Безбородов уверен, что
воплотит свою мечту в жизнь: хорошее начинание не могут не поддержать
добрые и отзывчивые люди.
Копыленко
Александр Иванович, украинский советский писатель. Родился в семье
железнодорожника. В 1920—1925 гг. учился на биологическом факультете
Харьковского института народного образования. Печататься начал в
1920-м. В 20-е годы вышли его сборники рассказов «Кара-Круча» (1923), «Именем украинского народа» (1924), повесть «Буйный хмель» (1925), где
в духе революционной романтики изображены события Гражданской войны
1918-20, новая жизнь на селе. Автор произведений, знаменующих поворот
писателя к реализму: романа «Рождается город» (1932, русский перевод 1935) о социалистическом строительстве, популярных романов для юношества «Очень хорошо» (1936), «Десятиклассники» (1938), ряда книг для детей. Послевоенные романы «Лейтенанты» (1947, русский перевод 1951) и «Земля большая» (1957, русский перевод 1962) посвящены людям колхозного села. Произведения К. переведены на иностранные языки.
Для здешних мест этот человек и
уникум, и чудак одновременно. Подумать только! Четверть века назад
окончил Харьковский педагогический институт, блестящий математик,
изучал иностранный язык в Москве, повидал немало мира, работал
преподавателем в учебном заведении за рубежом, но все же вернулся в
родные края, в сельскую глубинку, чтобы стать снова обычным сельским
учителем. Конечно, где-то в глубине души и у него, наверняка, иногда
зарождаются сомнения, а той ли дорогой пройден немалый жизненный путь,
а все ли в жизни сделал правильно? (На днях Г. А. Безбородову
исполнилось 50 лет, с чем мы его душевно поздравляем. — Ред.). «Но
приходишь с утра в школу, — говорит Геннадий Александрович, — видишь
счастливые лица ребят — и все сомнения прочь! Таких детей и таких
учителей, как в нашей школе, — не сыскать ни в одном краю!»
В Красноградскую школу № 1 директор Г. А.
Безбородов впервые вошел три года назад. Но сегодня говорит о ней
обязательно с местоимением «моя» или «наша». И
она действительно чем-то завораживает, даже незнакомого человека
принимает приветливо, как-то по-домашнему. И младшие школьники, и даже
старшеклассники добродушно здороваются не только с директором, но и с
незнакомцем. В коридорах, школьных классах, в библиотеке, на спортивной
площадке — везде чувствуется бедность глубинки, но все в чистоте, в
опрятности, в полном порядке.
— Все дело в традициях, — объясняют мне педагоги. — В
этой школе учится уже не одно поколение жителей нашего городка. Бабушки
за свою парту приводят внучат, родители — детей. А Геннадий
Александрович сумел все эти наши добрые дела не только поддержать, но и
развить, создать дух такого творческого учительского коллектива, что на
работу идешь как на праздник, что почти все ученики стараются учиться
на самые высокие оценки и привозить со всевозможных олимпиад только
победы.
Красноград не назовешь совсем забытым Богом районом. Край богат запасами природного газа, газопромысловое управление «Шебелинкагаздобыча» ведет
здесь активную работу. Так что местные жители почти никуда не
разъезжаются, следовательно, и школы, и детсады полны детворы. Но вот
что любопытно: Красноградская школа № 1 самая старая, но школьников в
ней больше всего, больше даже, чем в некоторых новостройках с
престижными вывесками на фасаде и оборудованных значительно лучше.
— Знаете, — говорит директор, — я 25 лет в сельской
школе. Могу я позволить сделать самому себе подарок по этому случаю?!
Думаю, да. А лучшим подарком для себя вижу только одну мечту,
воплощенную в жизнь, — сделать нашу школу такой, которая бы послужила
еще лет сто не одному поколению.
Разумеется, директор стучится во все кабинеты,
помогают шефы-газовики, но без серьезной финансовой программы немалой
площади трехэтажное здание капитально не отремонтировать. «А
еще было бы очень полезно, — продолжает мой собеседник, — создать
обособленную школу для будущих первоклассников. Уже сегодня около
шестидесяти детей детсадовского возраста посещают наше учебное
заведение. И когда они на следующий год придут в первый класс, то уже
не будут испуганно осматриваться по сторонам, для них это уже будет
родная школа, с привычной партой и уже такой знакомой и доброй первой
учительницей».
Интересен еще один факт. С 1961 года школа
носит имя славного своего земляка, писателя Александра Ивановича
Копыленко, автора многих известных литературных произведений начала
прошлого века. Но только совсем недавно на фасаде школы появилась
мемориальная доска стараниями внуков великого писателя и директора
школы. Геннадий Александрович постоянно поддерживает контакты с
потомками А. Копыленко, всегда с радостью встречает их в родной, теперь
уже для них всех, школе. Директор убежден, что в наше трудное время
надо как можно чаще звать в школу известных выпускников и людей, кому
не безразлична судьба народного просвещения. Тогда, в большой семье, и
все трудности можно преодолеть гораздо легче.
Взгляд сквозь века
Александр Любимович Копыленко, член-корреспондент НАН Украины, доктор юридических наук, профессор.
Свою любовь к своей отчизне надо доказывать не словами, своими ежедневными делами
— Школа № 1 в Краснограде очень старенькая,
но очень радушная. Она носит имя вашего деда. Каждый год вы приезжаете
в эту школу. Что зовет вас в дорогу?
— Думаю, прежде всего, чувство долга перед моим
славным пращуром, перед всем нашим родом. Без малого век назад, в 1922
году, вышла первая книга нашего деда, наш род стал причастным к
благодатной ниве украинской культуры, украинского слова.
— Мне говорили, что вы никогда не приезжаете в школу
без незамысловатых, но очень нужных в украинской школьной глубинке
вещей: книг, компьютера, усилителя звука, микрофонов для проведения
школьных вечеров...
— Знаете, я бы не хотел заострять внимание на этом
перечне — что можем, то дарим. Но я думаю, что было бы нормальным, если
бы каждый выпускник той или иной школы как можно чаще приходил,
приезжал в свою альма-матер, переступал тот порог, который вывел его в
люди, и по возможности помогал своей школе. Увы, украинские школы
сегодня переживают не лучшие времена и, наверняка, всегда были бы рады
любой помощи со стороны. А что касается нашей школы, то это — веление
души и сердца нашей родни приезжать на ту землю, где ступали босые ноги
нашего великого деда, где он делал свои первые шаги на литературном
поприще в столь сложное время на изломе эпох.
Каждый человек время от времени должен возвращаться к
своим истокам. Там особенная атмосфера, особая сила, там работают
прекрасные люди, которые, несмотря на все изъяны нашей современной
украинской жизни, хорошо делают свое благородное, важное дело, хотя
зачастую не всегда по достоинству общество оценивает их труд. Тут
отдыхаешь душой, познаешь по-настоящему истину жизни.
— Александр Любимович, в школьной библиотеке есть
уголок, посвященный творчеству Александра Копыленко. Заведующая
библиотекой Нина Ивановна Марченко с таким восторгом рассказывала мне о
славной плеяде красноградских писателей, что даже не верилось, что на
таком небольшом пятачке земли могло появиться столько известных в
литературе имен: А. Копыленко, И. Сенченко, Л. Первомайский, А. Хижняк,
И. Цюпа...
— Конечно, понимая, что корни твои с той земли,
которая дала миру немало известных людей, нельзя не думать о своем
собственном следе на земле. Не так давно при участии семьи к столетнему
юбилею писателя А. Копыленко вышла книга, его запрещенный на 60 (!) лет
роман «Освобождение», где
отображены все те же проблемы, над которыми бьются нынешние наши элиты.
Мы не забываем с сестрой Марией и о нашем отце, который также сказал
свое весомое слово в культурной жизни Украины. Недавно, кстати, увидели
свет его замечательные детские рассказы, которых сегодня так не хватает
для воспитания подрастающего поколения. Я не могу не вспомнить и нашу
мать, Людмилу Константиновну Каверину, которая отдала полвека Киевской
консерватории, завершила свой земной путь профессором, заслуженным
деятелем искусств. В память о ней мы уже пятый год присуждаем стипендию
ее имени лучшим студентам и аспирантам его родного
историко-теоретического факультета.
Вот поэтому, когда я думаю о жизненном пути своего
деда, всего нашего рода, то понимаю, что теперь уже от меня, моих
детей, сотен тысяч таких, как мы, зависит то, как сложится дальнейшая
жизнь нашей страны. Но когда вижу, как по всему Киеву развешены призывы
«Любить Украину!», то
невольно отдаю себе отчет в том, что именно так любить родину, наверно,
не стоит. Свою любовь к отчизне надо доказывать своими делами, а делать
их необходимо, говоря словами Т. Шевченко, без крика и гвалта, честно и
предано. Так поступали и мой дед, и мой отец, которые для нас есть
истинными образцами честного служения своему делу и своей родине.
Авторитетное мнение
Сергей ЧЕРНОВ, председатель Харьковского областного совета.
Каким бы глубоким ни был кризис, но приоритет в развитии будет отдан детям, школьному образованию
— Для меня эта школа особенна. В ней не только учился
я с первого по десятый класс, в ней училась и моя старшая сестра, в
этой школе и всю жизнь проработал мой покойный отец. Там прошло и
детство, и становление в жизни. Поэтому для меня все в этой школе очень
дорого: и классы, и лестницы, и наш уютный школьный двор. Безусловно, я
хочу, чтобы сегодня мое положение депутата областного совета могло
положительно сказаться на ситуации, в которой оказалась школа. Думаю,
как помочь землякам сделать соответствующий ремонт и привести все там в
надлежащий вид. Надеюсь, что профильные управления и депутатские
комиссии поспособствуют тому, чтобы найти источники финансирования.
Ведь речь идет о старейшей школе края, которая пережила и войну, и
невзгоды так называемых времен перестройки, но осталась по-прежнему
самой почитаемой в г. Краснограде.
Конечно, моя задача как председателя областного
совета не только отремонтировать родную альма-матер, но и приложить
максимум усилий, чтобы школьное образование в регионе не только не
увядало, но и с каждым годом все больше развивалось, все крепче
становилась его материальная база, увеличивалось финансовое
обеспечение. Особенно в этой связи, мне кажется, надо уделять внимание
сельским школам, школам небольших городков. Ведь там, вдали от бурной
цивилизации, дети не должны себя чувствовать на краю земли, а также,
как и их сверстники в больших городах, пользоваться всеми техническими
и информационными достижениями.
Сегодня очень многие школы, прежде всего в сельской
местности, нуждаются в капитальном или текущем ремонте. У нас в области
принята соответствующая программа по развитию школьного образования и,
безусловно, мы будем отдавать приоритет именно школьным учебным
заведениям, в первую очередь сельским. Потому что понимаем: там, где
учатся наши дети, формируется наше будущее, будущее всей страны. А
формирование сознания и мировоззрения человека неразрывно связано со
средой обитания. Безусловно, как бы ни было нам тяжело наполнять
сегодня областной бюджет, каким бы глубоким ни был кризис, как бы ни
хватало бюджетных средств на самые важные социальные программы, но
приоритет в любой ситуации будет отдан детям, школьному образованию. В
будущее необходимо инвестировать не столько ассигнации, сколько заботу
и добро, тогда оно станет более безоблачным.
Адрес статьи: http://www.golos.com.ua/rus/article/1226582632.html
|