История немецких колонистов на Полтавщине в 19 веке в отрывках (более подробно о ней можно прочитать здесь; auf Deutsch liest man's hier)
Первые немецкие колонии на территории Левобережной Украины появились в 60-х годах 18 столетия. Первые немцы-ремесленники непосредственно в Полтавской губернии известны с начала 19 века. В 1802 году Полтава стала центром губернии. Городские постройки были очень просты – украинские небольшие «хаты» (избы) под соломой или камышом, с глинянымя полами, рядом такие же глинобитные сараи и другие хозяйственные постройки. Прибывший из столицы Российской империи малороссийский генерал-губернатор князь А.Б.Куракин решил превратить Полтаву в «Петербург в миниатюре». Под руководством М.Амвросимова был разработан проект застройки Полтавы. Чтобы эти планы претворить в жизнь, необходимо было обеспечить строительство добротным кирпичом. Для этого князь Куракин пригласил из Саратовской губернии несколько немцев-колонистов - специалистов по изготовлению жженого кирпича. Уже в 1803 году на окраине Полтавы, в конце теперешней ул. Балакина, были созданы 2 небольших кирпичных завода.
В 1807-1810 гг. князь Куракин был министром внутренних дел Российской империи, а затем членом Государственного Совета. В то время Российскому государству угрожало наступление наполеоновской Франции; надо было готовиться к войне. Если оружейная промышленность в империи была развита неплохо, то с сукном и другими тканями дела обстояли похуже. Раньше их покупали в Англии, но теперь торговые связи были нарушены, поэтому необходимо было развивать собственную текстильную промышленность.
Куракин знал, что на Полтавщине в то время было развито овцеводство, и население занималось изготовлением высококачественной шерсти, из которой можно было делать сукно. А для этого, считал князь, необходимо пригласить «сукноделов» из-за границы. В 1808 г. император Александр I утвердил поданный ему Куракиным доклад о приглашении в Российскую империю иностранцев-сукноделов из Германии, Моравии и Богемии для изготовления армейского сукна с поселением их в Полтаве, Кременчуге и Константинограде.
Для размещения этих ремесленников – так называемых «суконных фабрикантов» решено было построить дома в Полтаве, Кременчуге и Константинограде (ныне-Красноград). Осуществлять надзор за постройкой немецкой колонии в Полтаве было поручено полтавскому губернатору Козачковскому, а непосредственный надзор возложили на смотрителя колоний Есипенко, который оказался далеко не честным человеком. Разработанные планы не были выполенены добросовестно. Козачковский в делах строительства не разбирался, а Есипенко мошенничал, извлекая выгоды для себя. Как результат колонисты жили в ужасных условиях, о чем писал фабричный инспектор Иванов. В то время, когда колонисты жили по 2-3 семьи в небольшом домике, в лучших, предназначенных для них домах, жили инспекторы, комиссионеры или уездное начальство. Колонисты-сукноделы, работая от зари до зари семьями, очень бедствовали, буквально голодали, так как заработка не хватало и на продукты питания.
Добавлено (29.05.2007, 20:45)
---------------------------------------------
В 1810 году на территории колонии появился первый Полтавский стационарный театр, одним из директоров которого был основатель украинской литературы 20-го века писатель И.П.Котляревский. В этом театре в 1818-1821гг. играл известный позже великий русский артист М.С.Щепкин.
По состоянию на 1812 год в Полтаве проживало 70 семей; способных к работе было 142, малолетних, стариков и больных – 114 человек.
Колонисты не раз жаловались на свое жалкое положение, особенно в связи с повышением цен на продукты в неурожайные годы. От их имени писал об этом всеми уважаемый пастор колонии Генрих Дикгоф.
В 1816 году был назначен новый генерал-губернатор на Полтавскую и Черниговскую губернии князь Н.Г.Репнин (Волконский). Ознакомившись с условиями труда и материальным положением немецких колонистов на Полтавщине, он подал докладную записку правительству о тяжелой жизни немцев. В связи с этим Александр I через министра внутренних дел распорядился принять меры, которые значительно облегчили жизнь колонистов. Князь Репнин заботился об улучшении положения и быта немцев-колонистов.
Жили колонисты в соответствие с правилами, разработанными по инициативе самих колонистов еще в 1815 году. Все подмастерья раз в месяц собирались на собрание, на котором рассматривали и обсуждали все свои дела. Подмастерья имели своих старшин, избираемых ежегодно всеми мастерами. На собраниях взималось с каждого по 15 коп. За уклонение от явки на собрание подмастерья подвергались штрафу. Строго запрещалось браниться и оскорблять друг друга, за нарушение этого правила также взимался штраф, ровно как и за появление в «пьяном или неблагопристойном виде». Колонисты были в полной зависимости от администрации, за исключением уголовных дел, которые подлежали суду. Без разрешения инспекции никто не имел права оставить поселения, отлучаться в другой город. Колонист даже не мог жениться без разрешения начальства. Администрация вмешивалась в семейные дела. С нашей точки зрения выработанные колонистами правила поведения были возможно довольно строги, но следует сказать, что немецкие суконщики-колонисты отличались дисциплиной, трудолюбием, порядком, добропорядочностью в семейных отношениях.
Администрация заботилась об их религиозном воспитании. До 1832 года колонисты собирались для молитвы в частных домах, где богослужение совершали дивизионные проповедники. Еще по указу Екатерины 1767 г. в Российской империи было утверждено 7 евангельско-лютеранских дивизионных проповедников, между которыми был и особый для Украины. Первым таким проповедником был назначенный в 1768 г. прусский поданный Христиан Вебер, пробывший в этой должности до своей смерти в 1809 г. Постоянно его место нахождения было в Полтаве, откуда он объезжал Украину для совершения духовных треб в войсках. В Полтаве он совершал богослужения в своем доме. С прибытием фабрикантов-колонистов из Германии для совершения богослужения наняли большой зал, а с 1811 года храмом служил зал в доме пастора Леммера, приемника Вебера. Необходимость в постройке храма была очевидна, и к началу 1830 г. на него уже была собрана приличная сумма денег и достаточно строительного материала, что дало возможность построить церковь в 1832 году, которая просуществовала 50 лет.
Добавлено (29.05.2007, 20:46)
---------------------------------------------
Уже в 60-х годах возник вопрос о сооружении нового, каменного здания для храма. В 1868 году на строительство было собрано 7000 рублей. Городская дума выделила для постройки его место в центре города, позади присутственных мест (в настоящее время – скверик возле Полтавского государственного педагогического университета). Но в связи со строительством железной дороги цены на рабочую силу и строительные материалы поднялись, и строительство пришлось отложить. Однако благодаря общим усилиям в 1881 г. церковь все же была построена. Это было красивое здание в готическом стиле. В церкви был орган, богослужения проходили в сопровождении органной музыки. В 1932 году евангельско-лютеранский храм Петра и Павла в Полтаве был закрыт, а в 1933 году это прекрасное здание было уничтожено (разобрано).
На период десятой ревизии-преписи населения 1859 года в Полтаве, предместье Немецкая колония, насчитывалось всего 64 двора, населения-1098 человек. В Полтавском уезде тогда проживало 15 человек немецкой национальности.
До начала 60-х годов 19 столетия колонисты освобождались министерством финансов от налогов, но в 1862 году министр финансов возбудил вопрос об их обложении. Ходатайство колонистов об освобождении от податей было отклонено, так как правительство уже планировало ликвидировать немецкие колонии. В 1866 г. было утверждено положение, что не позднее 1967 года все колонисты- фабриканты обязаны по их желанию приписаться к городскому или сельскому обществу, без всяких налоговых и других льгот. По желанию они могли выселиться из России. Ликвидация немецких колоний была неизбежна.
Во время ликвидации колоний в губернии в Полтаве проживало 66 чел. Взрослых мужчин-колонистов, а с женами и детьми – 236. Из них сукноделием занималось только 20 человек, а 18 работали у других колонистов. Остальные занимались другими ремеслами. В константиноградской колонии из 57 колонистов сукноделием занималось 27 человек.
31 декабря 1867 года приказы колоний и комитет по распоряжению губернатора М.А.Мартынова были закрыты, немецкие колонии как таковые прекратили свое существование.
Приглашенные в Российскую империю, непосредственно в Украину, в Полтавскую губернию, в начале 19 века по инициативе Куракина немцы-сукноделы сделали здесь немало по изготовлению сукна, которым снабжали армию и флот. Они положили начало развитию в губернии сукноделия на помещичьих крепостных фабриках, а также были пионерами изготовления в губернии фланелевых тканей, фланелевых одеял и других изделий. Слишком трудно пришлось им приживаться в чужом краю, в новых для них жизненных условиях, особенно из-за нерадивости и нечестности ряда чиновников, отвечающих за дело поселения колонистов. Хотя немецким колонистам-«суконным фабрикантам» и предоставлялись определенные льготы. Они составляли отдельные группы населения, не подчинявшиеся, как другие слои населения, общегосударственным учреждениям , а имели свои: сначала инспекцию (до 1820 года), затем приказ (с 1820 года) и, наконец, комитет, которому были подчинены приказы. Но министерство внутренних дел империи так и не позаботилось о том, чтобы найти честного и квалифицированного специалиста, который разбирался бы в этой отрасли промышленности, мог контролировать работу и следить за сбытом продукции, чтобы колонистов не обманывали нечестные маклеры-поставщики и скупщики их продукции. С развитием капитализма в России, с появлением больших фабрик с большими капиталами и машинами для изготовления сукон ручное производство немецких колонистов уже не отвечало времени. Их каторжный труд уже все больше не оправдывал себя, не давал возможности для существования. Этим и объясняется постепенное уменьшение этих мелких «домашних фабрик», числа фабрикантов и, наконец, закрытие этих фабрик.
Добавлено (29.05.2007, 20:46)
---------------------------------------------
Часть колонистов, оставшаяся на Полтавщине, занялись сельским хозяйством или ремеслами. Потомки тех первых колонистов ославянились. Те, кто владеле имуществом в Полтаве и земельными угодьями в Полтавском уезде, стали богатыми помещиками. Прекрасное хозяйство Бэра в Кременчуге обеспечивало город и окрестности саженцами отборных сортов деревьев, кустарников, цветов. Владелец кременчугской мастерской по ремонту карет и велосипедов таль сам же был и инженером, и мастером, и рабочим.
Дальнейшая судьба потомков немецких колонистов-сукноделов на Полтавщине – это уже новые страницы их истории, их часто такой нелегкой судьбы.
Очерк подготовлен исключительно по материалам
кандидата исторических наук,
заслуженного работника культуры Украины
Веры Никоноровны Жук.
Добавлено (29.05.2007, 21:07)
---------------------------------------------
упоминание о Константинограде в немецких книгах 18-19 века
Konstantínograd, Kreisstadt im kleinruss. Gouvernement Poltawa, an der Berestowaja, mit 3 griechisch-kath. Kirchen, einem lutherischen und jüd. Bethaus, deutscher Volksschule, Schule für Bienenzüchter und (1881) 4314 Einw. Die deutschen Kolonisten beschäftigen sich mit Weberei von grobem Soldatentuch.
